О бюджете Федерального фонда ОМС на 2024 год и на плановый период 2025 -2026 гг

Пленарное заседание 26.10.2023

 

С.Д. Леонов: 

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Фракция ЛДПР традиционно выступает с критикой страховой медицины, в частности с критикой и бюджета фонда обязательного медицинского страхования. Мы понимаем, что он, конечно, не может быть больше, но внутри этого бюджета есть определённые моменты, которые можно сделать лучше.

Ну, во-первых, ЛДПР традиционно выступает против частных страховых компаний. Это ненужные прокладки между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, больницами и территориальными фондами, они никакой пользы не приносят, вреда, наверное, тоже, но мы тратим дополнительные деньги на их содержание, на премии, на зарплаты и так далее. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования вполне могут взять на себя функцию экспертизы и все другие функции, которые сейчас выполняют частные страховые компании. Мы сэкономим средства, соответственно, у нас будет более централизованным управление финансами, не будет траты лишних денег.

Безусловно, что касается тарифов, я неоднократно об этом заявлял, всё-таки тарифы фонда у нас распределяются неравномерно, несправедливо. У нас учитывается средняя заработная плата по регионам, а должна учитываться при распределении субвенций и других выплат регионам, в этих коэффициентах всё-таки демографическая ситуация. Ну, простой пример. Вот регион, где очень много трудоспособного населения, высокая заработная плата, небольшая доля пожилого населения, и, соответственно, медицина там развивается, тарифы высокие, больницы могут закупать новое оборудование, делать ремонт, и регион тоже может развивать здравоохранение. Конечно, внимание к здоровому и трудоспособному населению, ну, понятно, будет меньше, чем к пожилому. И возьмём другой регион, где низкая заработная плата, где большая доля пожилого населения, которое нуждается в обеспечении медицинской помощью, у них там в 3—5 раз ниже тариф. То есть получается, что тот регион, который больше всего нуждается в деньгах, в обеспечении населения медицинской помощью, получает меньше денег. Вот этот перекос абсолютно несправедлив, и в результате это ведёт к тому, что в регионах, которые не развивают своё здравоохранение, здравоохранение только выживает, демографическая ситуация ухудшается, оттуда уезжает молодёжь, там низкая продолжительность жизни, ну и все вытекающие последствия. Поэтому внутри фонда нужно перераспределять вот эти деньги в пользу как раз тех регионов, которые больше нуждаются. Все хотят прекрасные поликлиники, как в Москве, все хотят прекрасные больницы, как в Москве, но они и должны быть во всех регионах одинаковые, потому что у нас везде граждане России и каждый гражданин России имеет право получать точно такую же, одинаковую помощь — что в Москве, что, например, в Смоленске. Но к сожалению, у нас этого не происходит.

Теперь более частные вопросы, касающиеся больниц, которые вот всё-таки выживают. Да, действительно, у них нет просроченной кредиторской задолженности, но, чтобы у них её не было, они постоянно экономят, на всём экономят, стараются ужиматься, как могут. Как семья, которая живёт на минимальную зарплату и каждый день по копеечке на что-то тратит, но не может дальше развиваться, ничего купить не может себе, так и больницы эти. Но это не значит, что у нас всё хорошо в здравоохранении. Это не показатель здоровья здравоохранения, если можно так сказать. Конечно, нужно тарифы для регионов, экономически, так скажем, слаборазвитых, повышать, и повышать серьёзно, чтобы больницы там развивались. Они-то что делают? Они "оптимизируют". Вот у них несколько центральных районных больниц не могут выполнить объёмы помощи — населения столько нет, или врачей нет, или оборудования соответствующего нет, — они просто присоединяют их к более, так скажем, живой больнице, и таким образом выравнивается всё это. Но мы сейчас доприсоединяем до того, что у нас больницы будут в областных центрах, а больше их нигде не будет.

Очень здорово в этом плане работает Минздрав, централизуя закупки, снижая закупочные цены на оборудование. Вот эту практику надо распространять, и мы в ЛДПР к этому призываем, как можно шире, чтобы фактически всё оборудование, максимально, закупалось Минздравом или подразделениями, подведами Минздрава и уже потом по этим ценам, фактически оптовым, расходилось по регионам, чтобы они перекупали это оборудование. То же самое с лекарственными средствами: мы предлагали создать главное аптечное управление, чтобы был единый центр, который закупает у заводов лекарства для бюджетных учреждений, для учреждений здравоохранения, а потом распределять это в больницы и поликлиники — сразу же цена будет меньше.

Ну и ещё такой больной вопрос для регионов, о выплатах по неработающему населению. Всё-таки необходимо федеральному бюджету брать на себя либо детей, либо пенсионеров и разгружать, облегчать финансовое бремя бюджетов субъектов России.

Спасибо за внимание!

@smilemakc © 2020